Позитивная манипуляция

Поделиться с друзьями:
Позитивная манипуляция

Почему наши доводы не всегда понимают и принимают?

Все люди разные; стричь всех под одну гребенку и не нужно, и не получится. Одни стремятся произвести впечатление на окружающих и почувствовать себя «крутыми», другим важно, чтобы обстановка вокруг них была спокойной и стабильной, третьи стремятся везде и всегда действовать по инструкции. Для этих людей работают разные подходы и разные доводы ― разговаривать с ними нужно по-разному.

Почему мы разные?

Разными людей делают установки, полученные еще в детстве. В период, когда мы целиком доверяли близким взрослым; затем эти установки мы подкрепляли и своим собственным опытом. Установки — это жесткая система координат, которая заранее определяет, как мы будем воспринимать и оценивать любую ситуацию, в которую попадем, и любой опыт, который приобретем. Как правило, с человеком случается именно то, чего он ждет и во что он верит, это подтверждает наши установки, и делает их еще более жесткими.

Возможно, в детстве мы слышали что-то вроде:

  •  Ты снова не сделал то, что нужно! На тебя можно хоть в чем-нибудь рассчитывать?! Разве можно быть таким недотепой?!

Велика вероятность, что люди, которые часто слышали подобное в детстве, вырастут неуверенными в себе, легко подпадающими под влияние окружающих. Они будут стараться ни с кем не портить отношений, угождать окружающим, быть дружественными в любой ситуации, даже если она их задевает.

Это еще более вероятно, если человек слышал:

  •  Тебя окружают прекрасные люди, надо только установить с ними хорошие отношения, и они будут справедливо относиться к тебе.

Так вы становитесь заложником системы ориентиров, в которой ДРУГИЕ получают преимущество, а вы становитесь потенциальным объектом эксплуатации: окружающим стоит немного «поныть», и вы готовы сделать за них всю работу. Для вас важно спасать других, даже жертвуя своими интересами.

И совсем другая история, если ваши родители поддерживали вас, говоря:

  •  Знай, что ты лучший. Никогда не признавай поражения или ошибки. Лучше прикрикнуть, перейти в наступление и судить первым, чтобы самому не быть судимым. Поэтому… постарайся себя защитить. Нельзя доверять другим людям. Знаешь, даже те, кто тебе улыбается, не очень-то честны. Они наверняка что-то замышляют. Поэтому сделай так, чтобы услышали тебя, а не их, защищай себя, и они тебя не тронут.

В этом случае человек становится излишне самоуверенным, а в его системе ориентиров доминирует «Я». Он отстаивает свои интересы, принижая других. Если окружающие не разделяют его взглядов, это воспринимается агрессивно, как необоснованная и несправедливая критика. Если вы относитесь к этой категории людей, вам трудно признавать ошибки. Вы говорите громко, уверенно, часто выбирая саркастический тон.

Если же в детстве вам говорили, что самое важное — это предсказуемость, соблюдение договоренностей, то это и станет вашей СИСТЕМОЙ. Вы будете стремиться придерживаться правил или сложившихся ритуалов. Например, «Отпуск должен быть запланирован заранее», «Я поеду только в то место, где уже бывал, и где мне понравилось», «Чтобы поехать, мне нужно сначала выбрать и забронировать гостиницу». Вы становитесь организованным, предсказуемым, надежным; от вас не ждут подвохов и эксцентричных поступков. Для вас важно чувствовать себя в безопасности. Голос ваш часто монотонен, и окружающие могут счесть вас человеком холодным и закрытым, воспринимая строгие правила, по которым вы живете, как высокомерие.

Почему вас не уважают?

Если в ваших установках главное ― не вы, и не система, а ДРУГИЕ, окружающие могут воспринимать вас, как человека напористого, который склонен все усложнять. Ведь вы стремительно бросаетесь на помощь даже тогда, когда вас никто об этом не просит. Например, вы всегда хотите не допустить или как можно быстрее погасить конфликт, поскольку вам важны благополучие и понимание. Поэтому часто вы выступаете в конфликтной ситуации в роли миротворца, успокаивающего других:

  •  Давайте не будем ругаться. Пожалуйста, давайте успокоимся и обсудим все без эмоций. Нет повода для вражды.

Как обращаться к людям, для которых приоритетны ДРУГИЕ?

Эти фразы вполне уместны, если вы обращаетесь к людям, которые, как и вы, внимательны к окружающим, их чувствам и эмоциям. Такие люди при возникновении конфликта прислушаются к тому, что вы говорите, так как не хотят создавать ситуации, тяжелые для других. В таких случаях они испытывают чувство вины, которое вы своими словами можете усилить. При этом они не будут осуждать вас, поскольку понимают вашу позицию.

Как обращаться к людям, для которых важнее всего СИСТЕМА?

Если вы попытаетесь внушить чувство вины такому человеку, то потерпите неудачу. Он в каком-то смысле бюрократ, и ему важно не то, как себя чувствуют окружающие, а то, как ситуация соотносится с правилами. Самое важное для такого человека — чтобы все шло по правилам и соответствовало договоренностям.

Работая с таким человеком, вы можете часто слышать:

  •  В чем дело? Ты социальный работник или знаток истины?! Какое тебе дело, что другие думают о тебе! Важно, чтобы работа была сделана!

Нет смысла призывать таких людей к сочувствию. Обращаясь к ним, делайте акцент не на отношениях и чувствах, а на правилах и соглашениях, и тогда они не сочтут вас наивным и услышат ваши доводы.

Как общаться с людьми, для которых главное ― «Я»?

Строить отношения с такими людьми непросто. Для них крайне важно, чтобы их мнением не пренебрегали, и они находились в центре внимания. В общении с ними важно показать, что вы понимаете их, сочувствуете (если они в тяжелом положении), цените отношения с ними. Результат может принести все, включая откровенную лесть.

  •  Я вижу, что у вас уйма работы, поэтому вы забыли о нашей договоренности. Мне понравилось, как вы на днях справились с задачей, но я все-таки прошу вас не забывать, о чем мы с вами договорились.

Поскольку «Я»-ориентированные люди считают себя исключительными, то в беседе с ними попытки аргументировать что-либо правилами или тем, что чувствуют окружающие, неэффективны. Они кажутся таким людям абсурдными.

Плоды приспособления

Что же такое позитивная манипуляция? Мы представляем вещи и ситуации так, чтобы они были понятны и близки нашим собеседникам, а не нам. Но есть и проблема. Нам очень сложно думать и действовать вне связи с нашей собственной системой установок. Ориентируясь на нее, мы упускаем из виду факторы, которые важны собеседникам и убедительны для них, и качество наших коммуникаций страдает. Нас попросту не слышат!
Подчеркну: адаптация действительно приносит плоды. Если мы говорим с другими, учитывая их установки, им легче принимать наши замечания, доводы и даже критику. В любом другом случае они не воспринимают наши доводы, удивляясь нашей наивности или высокомерию, которые, по их мнению, мешают нам понять их позицию.

Лицемерим ли мы?

Нет. Скорее, мы становимся рассудительными. Мы хотим общаться с людьми честными, открытыми, но в то же время стремимся, чтобы нас уважали. Поэтому нам важно помнить, что стиль донесения информации должен учитывать установки и ориентиры собеседника:

  • Люди категории «Я» реагируют на неприкрытую лесть;
  • Люди категории «Система» предпочитают соблюдение правил и соглашений;
  • Люди категории «Другие» восприимчивы к хорошим межличностным отношениям.

Это и есть ― позитивная манипуляция. Латинское слово manipulare означает «управлять», «управлять со знанием дела». Позитивная манипуляция предполагает уважительное обращение с другими людьми. Прежде, чем что-то говорить, имеет смысл подумать, как будут услышаны наши слова в зависимости от ориентиров собеседников.

Выбирая верный способ общения с людьми, мы помогаем им прислушаться к нашим аргументам и в результате согласиться с нашей точкой зрения.


Автор: Саймон Тэрк (Simon Turk)

Статьи по теме

Чувствительный ребенок: как с ним правильно общаться

Чувствительный ребенок: как с ним правильно общаться

Противостояние манипуляциям в отношениях

Противостояние манипуляциям в отношениях

Как научить ребенка справляться со своими эмоциями

Как научить ребенка справляться со своими эмоциями

Почему качество речи важно для женщины

Почему качество речи важно для женщины

Харизма: инструкция по применению

Харизма: инструкция по применению

Как переубедить человека?

Как переубедить человека?

Доверие: как распознать, можно ли доверять человеку?

Доверие: как распознать, можно ли доверять человеку?

Даже в случае разногласий важно сохранять хорошие отношения

Даже в случае разногласий важно сохранять хорошие отношения

Общение с иностранцами: где с ними можно общаться, как прокачать языковые навыки и как избавиться от барьера?

Общение с иностранцами: где с ними можно общаться, как прокачать языковые навыки и как избавиться от барьера?

«Громкий» ребенок - почему ребенок разговаривает исключительно на максимальной громкости и как с этим справиться.

«Громкий» ребенок - почему ребенок разговаривает исключительно на максимальной громкости и как с этим справиться.

На этом сайте мы используем cookie-файлы и иные персональные данные.

Все собранные при помощи cookie-файлов данные будут сохраняться на территории РФ. С политикой о персональных данных, в том числе об использовании cookie-файлов Вы можете ознакомиться здесь или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и выражаете согласие с политикой о персональных данных