Актёры и их голоса

Поделиться с друзьями:
Актёры и их голоса

Что люди думают об актёрах?

Люди часто спрашивают у меня, как мне можно верить — я же актриса. Я отвечаю им словами Шекспира: «Весь мир ― театр, а люди в нем актеры». И добавляю, что в свободное от работы время у меня нет желания перевоплощаться и играть кого-то другого. Но все-таки мы каждый день играем разные роли, часто не отдавая себе отчета в своих чувствах и в возможностях тела. Задача же профессионального актера ― изучить свое тело, научиться передавать с его помощью эмоции человека и идеи художественного произведения.

Голос как зеркало нашего внутреннего мира

Голос ― один из важных элементов актерской игры. Слова, сказанные актером на сцене, должны звучать искренне; а речь для него становится чем-то большим, чем способ передачи информации. Важно не только то, что мы говорим, но и как мы это делаем, как регулируем скорость, громкость и интонацию речи. Одним только голосом, при помощи пауз, смены интонации, ударения актер способен передать эмоции своего персонажа, от страха и гнева до уверенности в себе и радости; передать его намерения и отношение к происходящему.

Голос как инструмент

Актер должен уметь работать голосом. Его задача состоит в том, чтобы передать смысл, заключенный в каждом слове, настолько искренне и естественно, насколько это возможно. Если он понимает задачу, речь льется органично, как музыка, а сам он выглядит убедительно, если нет ― речь становится блеклой, монотонной и фактически лишенной смысла. В таких случаях мы говорим, что актер играет «наобум».

Вживание в роль — длительный процесс. Чтобы вжиться в образ, актеры используют профессиональные техники, на каждой репетиции стремясь слиться с персонажами, сделав их слова своими. Многократно повторенные, их реплики звучат все более естественно; растет и общее качество исполнения. Красота театра, в отличие от кино, в том, что игра на сцене каждый раз неповторима и уникальна. Каждый спектакль — новое приключение, эмоциональный посыл и финал которого во многом определяет актерское мастерство.

Жить — значит играть

Наша жизнь — череда сменяющихся ролей. Каждый из нас ребенок и родитель, партнер и коллега, друг и недруг; иногда мы можем играть совсем несвойственные нам роли. Мы можем прожить день жизнью великого спортсмена, а вечером вернуться к привычной роли. И очень важно уметь распознать момент, когда роль вышла из границ, завладела и начала управлять нами вместо того, чтобы мы управляли ролью. В этом случае очень велика опасность, заигравшись, потерять себя.

Неважно, сколько ролей мы играем, и какие они, если мы искренни

Играя роли, мы общаемся по-разному, каждый раз меняя тон. Одним голосом мы говорим со своим ребёнком, совсем другим — с партнёром или с родителями. Мы чувствуем себя по-разному, когда говорим на родном или чужом языке. Можно ли отследить эти различия, или мы их даже не замечаем? Давайте спросим у себя: всегда ли мы искренни в общении с окружающими, или наша манера общения стала делом привычки, а, отбросив ее, мы могли бы общаться совсем по-другому?

Роль актера в чем-то сродни профессии детектива. Он должен не просто скопировать поведение другого человека, а прочувствовать его, понять его мысли, чувства, и тот посыл, который он хочет донести до окружающих. Работать над ролью сложно, интересно и позволяет показать, что человек ― нечто большее, чем его слова и даже чем его поступки.

Чем лучше мы понимаем себя ― тем проще нам играть другие роли

Актер — не профессия, а образ жизни; тропа красивая, престижная, но тернистая. Рабочий график актера непредсказуем, часто он работает до ночи, уставая и физически, и душевно. Каждая роль требует полной самоотдачи, напряженной работы, в том числе и работы голосовых связок. Именно поэтому актеру так важно следить за своим здоровьем, и беречь весь свой инструментарий, в первую очередь ― голос. Если он перегружает себя, устает, утомляется и голосовые связки; голос звучит хрипло, его выразительность теряется. В худшем случае голос может пропасть совсем, и это самый нежелательный сценарий. Если человека некем заменить, спектакль отменяют; иногда приходится прибегать к экстренным медицинским средствам, способным на некоторое время вернуть голос.

Актеры следят за своими горлом и голосом так же, как и певцы. Для них так же важен отдых между репетициями, ночной сон, и именно поэтому все чаще актеры выбирают здоровый образ жизни.

Голос — «наше всё», поэтому важно его знать и ухаживать за ним

Актер многое узнает о своем голосе в первый год обучения, во время изучения техник сценической речи, пения и актерской игры. Работая под руководством преподавателей, он осваивает дыхание, голос, соединяет голос и тело, и добивается четкого произношения и правильной речи без дефектов. Он помнит о том, что его голос должен быть слышен не только в первых рядах, но и на «галерке», а речь при этом не должна терять естественности и убедительности. Для развития таких способностей в актерской практике существуют специальные упражнения, с помощью которых можно снять напряжение с голосовых связок и добиться органичного звучания голоса. Именно для того, чтобы выполнять эти упражнения, актеры стараются перед выходом на сцену какое-то время оставаться наедине с собой ― они настраиваются и готовятся выйти к публике.

Упражнения для расслабления голоса и тела

Когда я была первокурсницей, то не осознавала, как важно в какие-то моменты уметь расслабиться и почувствовать себя. У меня достаточно низкий голос, но на сцене он часто «уходил» вверх, и я никак не могла понять ― почему это происходит? Только позже я догадалась, что причина крылась в моих физической зажатости и низкой самооценки. Преподаватели постоянно напоминали мне, что не нужно повышать голос, но у меня не получалось делать это естественно и органично. Вот упражнение, которое помогло мне изменить ситуацию в первые годы обучения.

Принятие себя

На первом курсе школы актерского мастерства мы выполняли его каждый день.

Мы садились на стулья, полностью расслаблялись, и давали своим челюстям «упасть», сняв все зажимы. В таком положении мы медленно поворачивали головы из стороны в сторону, издавая громкий звук «а-а-а-а-а». Поначалу я конфузилась, и думала, что выгляжу и «звучу» очень глупо. Но в какой-то момент я перестала думать о том, как выгляжу со стороны, и позволила себе расслабиться. Так смешные звуки, которые я издавала, стали частью меня ― а я оставалась собой и становилась все свободнее. Вместе со звуком «а-а-а-а» я словно выталкивала из своего тела стресс, прибавляя громкости и естественности своему голосу.

Углубление в себя

Шли годы. Постепенно я объединила эффект вокального резонирования с техникой горлового пения, которое часто практикуют шаманы и буддисты. Мне кажется, что звуки, которые издают при помощи этой техники, очень расслабляют. Резонансное пение используют, чтобы достичь глубин нашего внутреннего мира; оно практикуется в ритуалах древнейших культур планеты. Углубление в себя при помощи резонансного пения помогает актеру избавиться от волнений, снять напряженность голосовых связок. Резонирование позволяет также воссоединиться со своим «я», стать одним целым с собственным голосом и глубоко войти в образ. Когда голос актера звучит органично, а игра естественна, зрители верят ему безусловно. Когда мы играем правдиво, мы действительно свободны и честны с собой. Именно это трогает и зачаровывает нас. Как говорил знаменитый преподаватель сценической речи Стюарт Пирс: «Если слова идут от сердца, то они попадут в сердце. Но если слова идут от языка, то они не пройдут даже уши»*.


*Пирс, Стюарт. «Алхимия голоса» (Pearce, Stewart. The Alchemy of Voice). Издательство Findhorn Press. Шотландия, 2010


Автор: Эва Краш (Eva Kraš)

Статьи по теме

Быть лидером: как стать авторитетнее и добиться в своём деле признания?

Быть лидером: как стать авторитетнее и добиться в своём деле признания?

Коммуникация с начальником на работе

Коммуникация с начальником на работе

Секреты убедительной речи: тренируемся доносить мнение так, чтобы с ним соглашались

Секреты убедительной речи: тренируемся доносить мнение так, чтобы с ним соглашались

Экстраверт VS Интроверт: как каждому типу прийти к успеху?

Экстраверт VS Интроверт: как каждому типу прийти к успеху?

Развиваем чувство юмора

Развиваем чувство юмора

Как стать бизнес-вумен и остаться леди

Как стать бизнес-вумен и остаться леди

Почему спортсмены кричат?

Почему спортсмены кричат?

На этом сайте мы используем cookie-файлы и иные персональные данные.

Все собранные при помощи cookie-файлов данные будут сохраняться на территории РФ. С политикой о персональных данных, в том числе об использовании cookie-файлов Вы можете ознакомиться здесь или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и выражаете согласие с политикой о персональных данных